logotype
Karl Pavlovich Bryullov
image1 image2 image3 image3

Итальянское утро,Итальянский полдень

Брюллов.  “Итальянское утро”, “Итальянский полдень”.

bry 25В 1821 году в Петербурге усилиями энтузиастов было учреждено Общество поощрения художников, главной целью которого было помогать художникам и способствовать широкому распространению всех изящных искусств. Карлу и Александру Брюлловым была оказана честь стать первыми пенсионерами Общества в Италии. 16 августа 1822 года в дилижансе Петербург-Рига началось путешествие братьев в Рим.

Перед художником из России распахнули двери творческие мастерские Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка, Тициана. Вобрав в себя достижения мирового искусства, он выплеснул на полотна откровения, равные им по масштабу. Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников. Его живопись становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее. Молодой живописец позволяет себе лирические отступления - картины на жанровые сюжеты, которые, рождены счастливым случаем, подсмотрены в обыденной жизни, созданы под влиянием непосредственного впечатления.

Первая из жанровых работ Брюллова “Итальянское утро”, выполненных Карлом Брюлловым непосредственно на натуре, принесла ему широкую известность. Идея слияния человека и природы, их сопоставления была весьма характерна для романтического направления: сопряжения периодов человеческой жизни с течением дня или с временами года привлекала многих современников Брюллова. Южное, деликатное солнце ласкает спину героини, целомудренно затеняя юную грудь и лицо. Отражаясь от струйки фонтанной воды, свет подчеркивает черты лица героини: классический нос, пухлые губы, полуопущенные веки с черными ресницами, под которыми едва угадываются черные южные глаза. Героиня сосредоточена на утреннем умывании. Автор остается для нее невидимым. Полотно покорило всех - итальянскую, а затем и русскую публику, членов Общества поощрения художников и, наконец, Александра I, которому картину Общество преподнесло в дар. Позже, в 1826 году, Николай I заказал К.П. Брюллову картину, которая была бы "под пару" предыдущей. Это была картина “Итальянский полдень”.

Пренебрегая академизмом, художник искал и находил новые возможности освещения. “Итальянский полдень” Брюллов писал в настоящем саду, когда

bry 26светило стояло в зените. Лицо, плечи и руки позировавшей ему натурщицы он “прикрыл” тенью виноградника. Потрясающий эффект светотени на этом полотне подчеркивают рефлексы от красной шали. Художник стремился найти красоту в простом, в повседневном. Его героиней стала искрящаяся задором, цветущая здоровьем молодая женщина, срывающая в саду кисть винограда. Она покорила художника ярким блеском широко расставленных глаз, а главное - брызжущей через край жизненной силой. Завораживает солнечный свет внутри каждой ягоды, в жарком сиянии золотых сережек, в больших карих глазах героини. Едва заметный румянец на щеках героини создает удивительно трепетный и свежий образ. Белая блузка оттеняет смуглую бархатную кожу. Девушка, впитавшая лучи жаркого солнца, словно сама излучает теплый свет. Зрелая красота героини под стать налитой солнцем и соками земли грозди винограда, которой она любуется. Зенит дня, зенит жизни природы, пора созревания плодов - зенит человеческой жизни.

В обеих картинах сюжет взят не из мифологии, не из библии, а просто из жизни. Брюллов решился нарушить старые эстетические законы, сумел найти изящное в повседневном. Но смелость и новизна замысла вызвали единодушный отпор. Все выражали порицание новой работе Брюллова: старший брат Федор, многие коллеги и публика. Картина весьма шокирует почтенных членов “Общества поощрения художников”, и они лишают Брюллова стипендии. Но, к счастью, к тому времени мастерство художника настолько окрепло, что он решает идти своим путем. 

 

2017  Карл Павлович Брюллов   globbers joomla templates
Изобразительное искусство