logotype
Karl Pavlovich Bryullov
image1 image2 image3 image3

Биография Брюллова

bry 01
Великий Карл (1799—1852) - так еще при жизни называли 
современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова. Написанное им в Италии огромное полотно "Последний день Помпеи" (1830-1833) завоевало общее признание.  Его имя ставилось рядом с именами  Рубенса,  РембрандтаВан Дейка.

 

Профессия художника была в семье традиционной: прадед, дед, отец - все принадлежали к художническому цеху.

Родился Карл Брюллов 12 (23) декабря 1799 году в Петербурге. Братья Карла, старшие и младшие, все учились в петербургской Академии художеств. Поступление Карла в Академию относится к 1809 году.

Благодаря редкой одаренности и изрядной домашней подготовке он с первых шагов резко выделялся среди своих сверстников. Ближайшим наставником Брюллова  был профессор А. И. Иванов; на его художественное развитие имели также влияние профессора А. Е. Егоров и В. К. Шебуев. В 1813 г. Брюллов получил малую серебряную медаль за рисунок с натуры.

Брюллов  умел вносить в свои рисунки известную жизнь и грациозность, а порою и игривость; это было чем-то новым и не только не находило себе должной оценки, но даже иногда вызывало порицание. Это уменье Брюллова сообщить рисунку жизнь и грацию уже ясно видно в его работах пастелью: "Гений искусства" и "Парис", за которые он получил в 1817 г. большую серебряную медаль. 

В 1819 г. Брюллов получил малую золотую медаль за написанный по программе этюд с натуры "Нарцисс". А. Иванов, нашедший в этой картине Брюллова отступления от классического стиля и заставивший Брюллова переделать ее, тем не менее настолько оценил ее, что приобрел ее себе в собственность, несмотря на свои ограниченные средства (впоследствии академия художеств приобрела эту работу Брюллова у А. Иванова). 

bry 04Красота Нарцисса лишена мужественной силы. Оттенок безволия словно предсказывает трагическую обреченность героя на его гибельную самовлюбленность. В "Нарциссе", как ни в какой другой ученической работе, чувствуются истоки будущего Брюллова, художника, который всегда будет стремиться к осмыслению изображаемого.

В 1821 г. Брюллов был выпущен из академии с аттестатом 1-й степени и большою золотою медалью за исполненную им по программе картину: "Явление Божие Аврааму в виде трех странников"; эта картина, отличающаяся вкусом и обдуманностью и поступившая в музей академии художеств, была Брюлловым bry 05
переделываема несколько раз.

Еще в начале века в недрах классицизма зарождается романтизм, давший блестящие плоды в изобразительном искусстве, прежде всего, в портретном творчестве О.А. Кипренского. Из Европы же приходят идеи нового направления - сентиментализма. Брюллов много острее большинства своих сверстников ощущал новые веяния. За недолгий период самостоятельной работы - с 1821 по 1823 год - он постепенно приобщается к новым идеям, идеям романтизма.

Его особенно влечет портрет - жанр, считавшийся в Академии низким родом живописи. Романтизм, в отличие от классицизма, огромное значение придает цвету, и характерно, что Брюллов на тогдашнем этапе самостоятельного bry 06
творчества почти не рисует. В масле, акварели он создает серию живописных портретов - “Портрет  Актера Александра Николаевича Рамазанова”(1821),  своего покровителя “Портрет Cтатс-секретаря П.А. Кикина” (1821-1822) и другие. Конечно же, его первые опыты еще бесконечно далеки от таких блестящих образцов русского романтического портрета, как портреты А.К. Швальбе, Е.В. Давыдова кисти Кипренского. И все же в лучших из портретов ему удается уловить и передать неповторимые черты личности, строй души, непринужденность проявления характера.

    В 1821 году в Петербурге усилиями энтузиастов было учреждено 
Общество поощрения художников, главной целью которого было всеми возможными средствами помогать художникам и способствовать широкому распространению всех изящных искусств.

Карлу и Александру Брюлловым была оказана честь стать первыми пенсионерами Общества в Италии. 16 августа 1822 года в дилижансе Петербург-Рига началось путешествие братьев в Рим. Кстати сказать, именно перед заграничной поездкой их исконной фамилии "Брюлло" было придано русское окончание, оба стали отныне "Брюлловыми". Путешествие растянулось без малого почти на целый год: неспешно, обстоятельно знакомились молодые русские художники с историей, искусством Западной Европы.

Новые впечатления в каждом следующем городе лавиной обрушивались на учеников петербургской Академии художеств. В Мюнхене они потрясены духовным величием средневековой готики, столь удивительной глазу, привыкшему к спокойно-строгим формам русской классицистической архитектуры. Здесь братья задержались на изрядный срок, получив право ежевечерне работать в классах Мюнхенской академии. Карл Брюллов блестяще выполняет ряд заказов на портреты. С началом весны братья  прибывают в Венецию, где Карла Брюллова ждет новое потрясение - он открывает для себя Тициана. В письме в Россию Брюллов с восторгом восклицает: тициановский "образ письма прекрасен, а краски - непостижимы..." Это признание особенно знаменательно, ведь в Академии пальма первенства отдавалась, согласно постулатам классицизма, рисунку, цвет же имел роль второстепенную, вспомогательную. Во Флоренции он видит новые работы Тициана, восхищается творениями РафаэляЛеонардо, подлинниками античных статуй.

bry 252 мая 1823 года братья Брюлловы въехали в Рим. Здесь, в Риме, молодой живописец близко подошел к изучению великих шедевров классики. "Итальянское утро"(1823) принесло Брюллову широкую 

известность . Его героиня, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.

Картина покорила всех - итальянскую, а затем и русскую публику, членов Общества поощрения художников и, наконец, Александра I, которому картина была Обществом преподнесена в дар.

 После картины "Итальянское утро" Брюллов стремится дальше развить образное сопоставление бытия природы и человека. Картина "Итальянский полдень"(1827) стала итогом многолетних исканий bry 26художника. Работа создавалась с чувством бесконечного внимания и доверия к реальной действительности. Моделью послужила невысокая 
плотная женщина, далеко не классических пропорций, уже пережившая свою юность. Но она покорила художника ярким блеском широко расставленных глаз, а главное - брызжущей через край жизненной силой. Зрелая красота героини под стать налитой солнцем и соками земли грозди винограда, которой она любуется. Зенит дня, зенит жизни природы, пора созревания плодов - зенит человеческой жизни.

Но смелость и новизна замысла вызвали единодушный отпор. Все выражали порицание новой работе Брюллова.

 Однако в картине отразилось то новое отношение к жизни, новое понимание задач искусства, которые вынес художник за пять лет самостоятельной работы.  Нелестный прием картины и необходимость оправдываться заставили художника принять решение, которое привело к крутому повороту в его судьбе. 28 мая 1829 года Брюллов отсылает в Петербург письмо, в котором вежливо отказывается от дальнейшего пенсиона Общества.

Отныне, впервые в жизни, он поистине свободен. Его стремление к независимости объясняется многими причинами. Прежде всего, это было свойством его внутреннего душевного склада. К тому же идеи свободы творчества проповедовала эстетика романтизма. Большинство жанровых сцен Брюллов пишет без предварительного заказа, а желающих портретироваться у него так много, что он может выбирать модель по сердечной склонности. Он достаточно зарабатывает, он ощущает себя крепко стоящим на ногах. Брюллов в разных техниках - масле, акварели, сепии, рисунке - создал bry 14
множество портретов. Более сотни разных характеров, образы людей различных национальностей, разных профессий, индивидуального душевного склада. В обширную галерею воссозданных им образов входят русские художники, скульпторы, писатели, музыканты, общественные деятели: “
Портрет С.Ф. Щедрина”(1824) и “Портрет К.А. Тона”(1823-1827), “Портрет Ф.А. Бруни”(1827) и “Портрет П.В. Басина”(1830), “Портрет В.А. Жуковского”(1837) и “Портрет М.Ю. Виельгорского”(1828), "Портрет баснописца И.А.Крылова"(1841), “Портрет скульптора И.П.Витали”(1836). Итальянская интеллигенция: писатели и общественные деятели “Портрет Франческо Гверацци(1830), “Портрет певицы  Джудиты  Паста(1834), “Портрет певицы Фанни Персиани”(1834). Представители русской знати: “Портрет великой княгини Елены Павловны”(1829),  “Портрет Анатоля Демидова”(1831). Наконец, люди, bry 21близкие сердцу художника:  “Портрет графини Самойловой с дочерью Паччини”(1842), “Портрет Княгини З.А. Волконской”(1837-1840), “Портрет брата Александра”(1823-1827) и многие, многие другие. К тому же он делает несколько весьма интересных автопортретов, в том числе по заказу галереи Уффици.

При всем различии моделей, в подавляющем большинстве портретов Брюллова есть нечто общее, помимо того, что созданы они рукой одного мастера. Прежде всего, герои портретов Брюллова почти всегда привлекательны. Объясняется это и тем, что чаще всего это люди незаурядные, яркие личности, и тем, что Брюллов избегал писать портреты тех, кто не вызывал в нем душевной симпатии.

Высшими достижениями Брюллова в области  камерного портрета по 
праву можно назвать “Портрет князя Г.И. Гагарина”(1829), “Портрет  А.Н. Львова”(1824).

К вершинам этой разновидности портретного жанра должно отнести и цикл автопортретов художника. За проведенные в Италии годы Брюллов создал их несколько.    

Всадница” (1832). Эта блестящая картина Брюллова сразу поставила его в ряд bry 24с крупнейшими живописцами Европы. Виртуозно написанная, она вызвала сенсацию в Риме. Вот один из отзывов прессы тех дней: "Отличный живописец, которого до сих пор мы знали только по некоторым прелестным рисункам, исполненным акварелью, в этом году появился с большой картиной, написанной масляными красками, и превзошел всеобщие ожидания. Эта картина, портрет в настоящую величину, изображает очень красивую девушку на лошади, в саду, и написана господином Карлом Брюлловым  по заказу графини Самойловой. Манера, которою исполнен этот портрет, заставляет припомнить прекрасные произведения Ван Дейка и Рубенса".

Идея слияния человека и природы, их сопоставления была весьма характерна для романтического направления: сопряжения периодов человеческой жизни с течением дня или с временами года привлекала многих современников Брюллова.

С  лета 1827, когда он впервые посетил раскопки Помпеи, в нем зреет грандиозный замысел монументальной исторической картины "Последний день Помпеи".

bry 27
История трагической катастрофы, постигшей древний город, целиком 
захватила все помыслы живописца. 
Художник, вооруженный блистательным мастерством, создает несколько эскизов и потом приступает к грандиозному холсту. По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта. Некоторые фигуры он изобразит в тех самых позах, которые сохранили пустоты, образовавшиеся в застывшей лаве на месте испепеленных тел, - мать с дочерьми, упавшая с колесницы женщина, группа молодых супругов. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния.

Но прошло три года со времени первого эскиза, пока молодой живописец наконец окончил вчерне прорисовку холста. Всего же от первой мысли о будущей картине до ее завершения пройдет долгих шесть лет.

Не представляется возможным описать все перипетии и сложности создания этого колоссального холста. Ведь его размер достигал около тридцати квадратных метров!

Триумфально было рождение славы Брюллова. Десятки тысяч римлян и жителей других городов Италии приходили в мастерскую полюбоваться шедевром. Слава художника росла с каждым днем... Великий английский писатель Вальтер Скотт, рассматривая "Последний день Помпеи", сказал с восторгом: "Это не картина, это целая поэма".    

Брюллова узнавали на улице, приветствовали его, а однажды, когда художник посетил театр, публика узнала живописца и устроила ему овацию. А через несколько минут прима читала со сцены стихи, написанные в честь русского гения.

После "Помпеи", невзирая на советы друзей отдохнуть, развеяться, художник упорно продолжает работать: трудится над заказными портретами, делает акварельное повторение "Помпеи", за фантастически короткий срок - семнадцать дней - пишет полотно "Смерть Инессы де Кастро" (1834).

В это время Брюллов получает предложение В.П. Давыдова принять участие в bry 28научно-познавательной экспедиции в Малую Азию и на Ионические острова. Во время этого путешествия в 1835 году Брюллов  создает серию образов греческих повстанцев -  “Теодор  Колокотрони”, композиции "Раненый грек", "Грек на скале", "Инсургент".

Величественная природа Греции поразила Брюллова. Он, который никогда не был увлечен изображением природы как таковой - она 
присутствовала в его произведениях как фон или как среда действия, - здесь делает несколько прекрасных пейзажей. Среди пейзажей резко выделяются три: "Долина Дельфийская"(1835), "Итомская долина перед грозой"(1835) и "Дорога в Синано после грозы"(1835). Могучее дыхание величественной, библейски мощной природы, бытие матери-земли - вот поистине эпическое содержание этих небольших по размеру, но монументальных картин греческой природы.

Из-за болезни Брюллов был вынужден отстать от экспедиции. 
Глубокой осенью 1835 года он направляется в Россию и 25 декабря впервые в жизни оказывается в Москве.

Можно себе представить, как ожидали в России "Последний день Помпеи", которая неторопливо шествовала по Европе и, побывав в Париже, наконец  достигла родины. Ликованию соотечественников не было предела.

Высокие ценители искусства были поражены блистательным произведением Карла Брюллова... Поток восторга, любви и признательности обрушился на счастливого художника. Это была полная мера народного признания за творческий подвиг.

Картине Брюллова было суждено произвести переворот в русской художественной жизни. Впервые в академические залы потянулся новый зритель - ремесленники, купцы, мастеровые. И после закрытия выставки в печати публиковались статьи, посвященные "Помпее". Публика зачитывалась статьями, вовлекалась в споры о призвании художника, о проблемах творчества. Постепенно простое любопытство перерастало в духовную потребность широких слоев русского общества.

Для Москвы приезд Брюллова был великим событием. В нем видели художника, который своим творчеством может мощно поддержать прогрессивный лагерь, в его живописи видели начало расцвета нравственных сил нации . 

Вскоре по возвращении в Петербург, Брюллов приступает к исполнению обязанностей профессора исторического класса в Академии. Императорская Академия художеств, предложив Брюллову руководство историческим классом, возвела его в звание младшего (2-й степени) профессора. Для получения звания старшего профессора ему надлежало написать большую картину на тему, утвержденную Академией.

Наверное, почетный член многих академий Европы был озадачен таким оборотом дела. Очевидно, "Последний день Помпеи", написанный по собственной инициативе, был недостаточно весомым для получения звания старшего профессора. Таково было высочайшее благоуважение  государя Николая I.

С 1836 года Брюллов начинает работу над огромным полотном по 
заказу Николая I - "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году". Фальшивый посыл сложнейшей композиции, нажим,bry 47 опека - все это было ненавистно живописцу. В 1843 году он повернет недописанный  холст  к  стене и более к нему не прикоснется.

Но этот эпизод лишь положил начало тягостным отношениям, наступившим между царем и "первой кистью России".

Брюллов по масштабам своего дарования стремился к монументальной живописи, к фреске. И когда после пожара Зимнего в 1837 году Брюллов просит царя дать расписать ему фресками стены дворца на темы истории России, то его хлопоты, кстати, горячо поддержанные поэтом Жуковским, не увенчались успехом.

Портретное наследие Брюллова  последнего петербургского и итальянского периодов имеет не меньше ценности, нежели принесшая художнику мировую славу "Помпея". Вершиной в портретах  Брюллова  стал “Автопортрет”, написанный в 1848 году.

Портрет создан в тот первый весенний день, когда врачи позволили Брюллову встать с постели после изнурительной, долгой болезни. Семь месяцев художник пробыл наедине с самим собой, почти все визиты были запрещены докторами. Болезнь вынуждала к уединению. Уединение вело к сосредоточенному размышлению. "Автопортрет" - свидетельство того, как в строгом, пристрастном разговоре с самим собою художник подводит итог без малого полувековой жизни.

bry 20Около 1839 года Карл Павлович берется за создание  “Портрета Юлии Самойловой” (другое название  "Маскарад"). Содержание этого портрета - торжествующее явление красоты и духовной силы независимой, яркой, свободной личности. Фантастическая грандиозность архитектуры помогает проявиться этой новой грани авторского замысла: кажется, там, в глубине огромного полотна, не просто веселятся маски на обычном маскараде, а там творится маскарад жизни - каждый пытается выдать себя не за того, кто он есть на самом деле. В этом мире лжи Самойлова, полная человеческого достоинства, пренебрежительно скинувшая маску, гордо демонстрирует свою непричастность к лицедейству света.

Вскоре Самойлова покидает Россию. Брюллову больше не суждено увидеться с нею. После болезни, для поправки здоровья Брюллов 27 апреля 1849 года отправляется целебные южные края долгим окольным путем: через Бельгию, Англию. Всюду его встречают как европейскую знаменитость, местные художники, узнав о его прибытии, идут к нему на поклон. Ректор и профессора Брюссельской академии являются к нему в отель в парадном платье, при орденах, как на торжественный прием. Когда в Англии русский художник в один из вечеров зашел к французскому живописцу Глиеру, которого знал еще по Италии, все присутствующие тотчас встали, словно ученики перед учителем, воцарилась тишина, художники почтительно внимали Брюллову. Из Англии пароходом Брюллов направляется в Лиссабон, а оттуда - на остров 

Мадейру, воздух которой считался целительным для страдающих болезнью сердца. В главном городе острова, Фунхале, художник проведет целый год. Он немало работает. Пишет портреты - зятя Николая I  “Портрет герцога  М. Лейхтенбергского”(1849), тоже приехавшего на Мадейру для поправки здоровья, и тех русских, что составляли свиту герцога.

23 мая 1850 года Брюллов отправился в Испанию. Он побывал в Барселоне, Мадриде, Кадиксе, Севилье. Во время путешествия почти совсем не рисовал. Только смотрел. Смотрел жадно, как в молодости. Наблюдал повседневную жизнь Испании, не похожую на быт ни одной из европейских стран. А главное, вбирал в себя впечатления от искусства Испании. Часами стоял у работ своего любимого Веласкеса. И, судя по некоторым произведениям, созданным по приезде в Рим, был немало захвачен творчеством мастера, которого до тех пор знал очень мало, - Ф.Гойи.

Два последних года жизни, проведенных в Италии, оказались необычайно плодотворными в творчестве Брюллова. Он переживает период новых творческих исканий. Среди созданного в те два года есть ряд произведений, которые внушительно свидетельствуют о том, что если бы не преждевременная смерть, Россия и Европа увидели бы в лице Брюллова совершенно иного, нового художника.

Судьба сводит художника с замечательным человеком - Анжело Титтони, соратником Гарибальди, участником революции 1848 года. Практически два последних года Брюллов живет под кровом семьи виднейшего итальянского революционера.

Ощущение современности остро чувствуется в ряде произведений, созданных в последние годы. “Портрет  Анжело Титтони”(1852-
1854), “Портрет Винченцо Титтони” (1850-1852),  его дочери “Портрет Джульетты Титтони”(1852) (изображенной в латах и с лошадью, как бы уподобленной Жанне д'Арк), его матери “Портрет Екатерины Титтони”(1852), ученого археолога “Портрет  Микеланджело Ланчи”(1851), "Портрет аббата" - в этой галерее образов Брюллов запечатлевает лицо страдающей, угнетенной, но непокоренной борющейся Италии. Глубина постижения характеров вновь превращает брюлловские портреты в своего рода исторические свидетельства, в них отражен дух времени. Все они заряжены могучей жизненной силой. Но теперь его влечет не столько общепринятое понятие красоты, сколько пластическая гармония, присущая живой реальности. Красота правды - вот что отличает все листы серии, посвященной лаццарони. Этот цикл показывает умение зрелого мастера глубоко видеть и обостренно чувствовать действительность.

Еще одно проявление новых тенденций в творчестве Брюллова тех лет - обращение к драматической ситуации, взятой из повседневной жизни. Картина bry 43"Процессия слепых в Барселоне"(1850-1852) находится в Милане. Но и по репродукции видно, целый ряд новых свойств делает ее совершенно непохожей на прежние жанровые сцены художника.

    В первый итальянский период Брюллов воспринимал и изображал жизнь как вечный праздник, он не видел и не хотел видеть ни гримас нищеты, ни убогости, ни трагических происшествий. Драматические ситуации пугали его, нарушали гармонию его внутреннего мира. Теперь, на склоне лет, он создает впервые в жизни сцену, исполненную обнаженного драматизма. Иными словами, на исходе жизни Брюллов делает первые шаги по дороге развития подлинно реалистического искусства.

Последние работы Карла Павловича Брюллова - портреты, композиции на политические и драматические современные темы. Правдивые серии цикла "Лаццарони на берегу моря", а также произошедшие изменения в самой манере живописи с полной очевидностью свидетельствуют о том, что художник вступил в новую фазу творчества, что он поднялся на новую ступень познания и мастерства. На этой ступени он и простился с нами 23 июня 1852 года.

 

 

 

2018  Карл Павлович Брюллов   globbers joomla templates
Изобразительное искусство